Способы коммуникации и аналитика для малого бизнеса в сфере услуг
Александр Ситников | 27.01.2019
Большинство предпринимателей слышали о сквозной аналитике. Отслеживать действия клиента от первого клика до заказа, знать какие рекламные каналы приносят продажи – красивый сценарий для увеличения прибыли бизнеса. Разберем по порядку, какие инструменты нужны и так ли все просто.
В статье разбор инструментария для сферы услуг. Подойдет также для оптовых продавцов, производителей, маленького e-commerce. Не рассматриваю интернет-магазины – у них другие процессы.
Схематично сквозная аналитика выглядит так.
Каналы коммуникации с клиентом
Первое взаимодействие с клиентом в интернете у большинства малых бизнесов происходит через сайт или представительство в соц.сетях. Куда ведем рекламный трафик. Там пользователь видит контакты и совершает действие.
Работают и другие площадки, но они менее популярны как точка взаимодействия – Яндекс Карты, 2GIS, справочники, каталоги; часто с них идет переход на сайт. Другой частный случай – узкоспециализированные сервисы. Свадебная индустрия получает заявки в личные сообщения на свадебных порталах, а транспортные компании обрабатывают обращения на агрегаторах грузоперевозок.
Свел варианты связи клиента с бизнесом в единую таблицу.
Открыть таблицу в формате png
Каналы |
Сайт |
Вконтакте |
Инстаграм |
Фейсбук |
Одноклас- |
Справочники, каталоги, |
|
Телефон |
Телефон |
Телефон |
Телефон |
Телефон |
Телефон |
Форма сбора заявок |
Сообщения группы |
Директ |
Сообщения в Facebook Messenger |
Сообщения группы |
|
|
|
Комментарий |
Комментарий |
Комментарий |
Комментарий |
|
|
|
|
Кнопка Позвонить / Написать |
|
Кнопка Позвонить / Написать |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Онлайн-чат |
|
|
|
|
|
|
Обратный звонок |
|
|
|
|
|
|
Анкета /квиз / калькулятор с формой |
Приложение (анкета, заявки и др.) |
|
|
|
|
|
|
Лид-форма в рекламе |
Лид-форма в рекламе |
Лид-форма в рекламе |
Лид-форма в рекламе |
Сообщение на внешнем сервисе |
|
Viber |
Viber |
Viber |
Viber |
|
Viber |
|
|
|
|
|
|
|
|
Telegram |
Telegram |
Telegram |
Telegram |
|
Telegram |
|
Skype |
Skype |
Skype |
Skype |
|
Skype |
|
Виджет сообщения сообщества Вконтакте |
|
|
|
|
|
|
Виджет чат-мессенджер Facebook |
|
|
|
|
|
|
Корзина |
|
|
|
|
|
Каналы первого взаимодействия с клиентом сведем к 3 типам, в зависимости от времени реакции на обращение:
- Мгновенная: звонок по телефону.
- Быстрая: сообщение в соц.сети, мессенджеры, онлайн-чат.
- Средняя: е-мейл, заполнение формы, комментарий в соц.сетях.
Способов связи должно быть много – делаем это для удобства клиентов. Оставьте только телефон и половину заказчиков потеряете.
Платформы для коммуникаций
Чтобы не потеряться в потоке сообщений из разных источников, потребуется единая платформа для общения с клиентами. На рынке представлены три вида таких сервисов: 1. Только агрегаторы сообщений клиентов. 2. Как дополнительный модуль онлайн-консультанта или коллтрекинга. 3. Часть CRM.
Собрал в таблицу основные сервисы с интеграцией с социальными сетями и мессенджерами.
Открыть таблицу в формате png
Плат- |
Социальная сеть / мессенджер |
||||||||
|
Вконтакте |
Facebook |
Одноклас- |
Instagram |
Instagram |
Telegram |
Viber |
|
Другие |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
-
|
Яндекс Диалоги, |
|
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
|
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
|
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
Яндекс |
|
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
-
|
Яндекс |
|
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
Яндекс |
|
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Skype, |
|
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
|
|
+ |
Комментарии |
|
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
Цена: 0 – 6000 руб. в месяц.
CRM
Оптимальные решения:
Универсальные для отдела продаж: AmoCRM, Битрикс24, Pipedrive, Envybox.
Специализированные под определенный вид бизнеса (без примеров, так как их много).
Цена: 0 – 1000р за пользователя.
Системы веб-аналитики
Определились с способами приема заявок клиентов, на какой платформе общаемся, в какой CRM обрабатываем лиды. Теперь думаем над эффективностью рекламных каналов. Для наблюдения базовых метрик и поведения посетителей на сайте ставим систему веб-аналитики.
С помощью настроенных целей отслеживаем заполнение форм на сайте и заказы через корзину.
Оптимальные сервисы: Яндекс.Метрика, Google Analytics
Цена: бесплатно.
Коллтрекинг
Сервис динамического коллтрекинга, установленный на сайте, помогает определить источник звонка: контекстная реклама, поисковые системы, медийная реклама и т.д. Также понадобится статический коллтрекинг. Покупаем отдельный номер телефона для инстаграма, вконтакте, фейсбука и для размещения на сторонних сайтах.
Яндекс.Метрика и Google Analytics интегрируют данные сервисов коллтрекинга в свой интерфейс. Создаем цель «звонок» и смотрим результаты в Метрике.
Оптимальные сервисы: Callibri, CallTouch, Zadarma
Цена: 2500-7000 руб. в месяц.
E-mail трекинг
Сервис аналогичен коллтрекингу, только на сайте происходит подмена e-mail вместо телефона. Если указываем на сторонних сайтах или в соцсетях е-мейл, то придумываем алиасы для основного почтового ящика. На каждом сайте или группе сайтов нужно указать отдельный почтовый ящик.
Подойдет для b2b бизнеса, где при первом обращении клиенты могут высылать документацию, планы, схемы и т.п. В b2c-услугах почта редкий вариант взаимодействия.
Оптимальные сервисы: Callibri, Roistat.
Цена: дополнительный модуль в составе других продуктов, отдельно купить нельзя.
Сервис сквозной аналитики
Для полноценного анализа: затраты – прибыль нужен сервис сквозной аналитики. Тогда увидим не только из какого источника приходят заявки, но и откуда идут деньги.
В упрощенном виде предприниматель смотрит только на таблицу из 4 колонок.
Рекламный канал |
Потратил на рекламу |
Сумма продаж |
Окупаемость |
Яндекс.Директ |
|
|
|
Таргетинг Вконтакте |
|
|
|
Выше 100% - рекламу окупили. Ниже – нет. Для детализации разбиваем рекламные каналы на отдельные кампании, группы объявлений, объявления, форматы, места показа, устройства пользователей. Приплюсовываем общие расходы, считаем срок жизни клиента и другие метрики. Но в самом простом варианте результат сквозной аналитики будет выглядеть так.
Оптимальное решение: Roistat
У Роистат нет достойных конкурентов. Только он умеет интегрироваться с 6 рекламными каналами – Яндекс Директ, Google Ads, Вконтакте, Фейсбук, MyTarget, Яндекс Маркет. Конкуренты на шаг позади: Primegate, Calltouch, Comagic, Alytics. Рассмотрите их, если делаете упор на контекстную рекламу.
Цена: от 5300 руб. в месяц.
Инструменты для анализа каналов взаимодействия с клиентами.
Открыть таблицу в формате png
Способы аналитики / |
Сайт |
Вконтакте |
Инстаграм |
Фейсбук |
Однокласс- |
Сторонние сайты и приложения (Справочники, каталоги, карты) |
Коллтрекинг |
Телефон |
|
|
|
|
|
Коллтрекинг |
|
Телефон |
Телефон |
Телефон |
Телефон |
Телефон |
Яндекс Метрика / |
Форма сбора заявок |
|
|
|
|
|
Нет решения |
|
Сообщения группы |
Директ |
Сообщения страницы, Facebook Messenger |
Сообщения группы |
|
Нет решения |
|
Комментарий |
Комментарий |
Комментарий |
Комментарий |
|
Коллтрекинг |
|
Кнопка Позвонить |
|
Кнопка Позвонить |
|
|
Е-мейл-трекинг статический |
|
Кнопка Написать |
|
Кнопка Написать |
|
|
Е-мейл-трекинг динамический |
|
|
|
|
|
|
Е-мейл-трекинг статический |
|
|
|
|
|
|
Яндекс Метрика /
|
Онлайн-чат |
|
|
|
|
|
Яндекс Метрика /
|
Обратный звонок |
|
|
|
|
|
Яндекс Метрика / |
Анкета /квиз / калькулятор с формой |
|
|
|
|
|
Нет решения |
|
Приложение (анкета, заявки и др.) |
|
|
|
|
Внутренняя аналитика |
|
Лид-форма в рекламе |
Лид-форма в рекламе |
Лид-форма в рекламе |
Лид-форма в рекламе |
Сообщение на внешнем сервисе |
Google Tag Manager +Google Analytics/ |
Viber Telegram Skype |
|
|
|
|
|
Нет решения |
|
Viber WhatsApp Telegram Skype |
Viber WhatsApp Telegram Skype |
Viber WhatsApp Telegram Skype |
Viber |
Viber |
Нет решения* |
Виджет сообщения сообщества Вконтакте |
|
|
|
|
|
Нет решения* |
Виджет чат-мессенджер Facebook |
|
|
|
|
|
Яндекс Метрика / |
Корзина |
|
|
|
|
|
* Возможно отслеживание кликов в области виджета, при доработке сайта. Но нет решения для отслеживания начала диалога.
Как видно из таблицы, не все способы коммуникации поддаются аналитике. Не всегда узнаем откуда пришел клиента, особенно если заявка оставлена не сразу, а после взаимодействия с несколькими видами рекламы. Существуют белые пятна. Часто они возникают при обращении клиента в социальных сетях.
Клиент написал в сообщения группы. Припишем заявку Вконтакте? Но главный источник может быть другой.
1. Клиент увидел рекламу Яндекс.Директа – перешел на сайт.
2. Увидел рекламу в Google КМС – перешел на сайт.
3. Пару раз совершил клики с объявлений ретаргетинга РСЯ и КМС.
4. Видел рекламу в Инстаграм.
5. По брендовому запросу нашел группу вк в поиске яндекса и написал.
Роль вк минимальна, но клиента приписали этому каналу. Поскольку ничего не будем о нем знать.
Реже, но бывает обратная ситуация: клиент долго прогревался рекламой Вконтакте, но номер телефона узнал на сайте, куда перешел с поиска Гугла. По правилам припишем заявку SEO, по факту на 90% заслуга таргетинга Вконтакте.
Заключение
Сквозная веб-аналитика даёт возможности для осознанного и системного маркетинга. Это сложно, долго и затратно. Не каждый малый бизнес окупить затраты на аналитику. В микробизнесе нет смысла в глубоком погружении в анализ рекламных каналов. Выгода от экономии будет меньше, чем финансовые и временные ресурсы, потраченные на внедрение и поддержание аналитики.
Но если траты на рекламу превышают 50 000 руб. в месяц, то стоит задуматься о сквозной аналитике. Правильно настроенная система сэкономит рекламный бюджет, повысит конверсию и покажет точки роста.
Хотите больше клиентов из контекстной рекламы, Вконтакте и Инстаграма?
Пишите на info@ogenri.ru или Вконтакте
Александр Ситников, интернет-маркетолог
Читайте также
Таргетинг в Вконтакте для свадебной индустрии
231 заявка для b2b компании - кейс
Ремаркетинг для корпоративных сайтов